|
Когнитивные навыки
- Когнитивное развитие (обзор)
- Предметное постоянство
- Причина и следствие
Когнитивное развитие (обзор)
Младенец получает информацию о мире посредством органов чувств, по мере того как развиваются навыки
ощущения и восприятия. Что он делает с этой информацией — как он связывает фрагменты информации между собой, как думает, как
принимает решения, — все это называется когнитивным развитием.
Когнитивное развитие начинается в обычном порядке,
после того как ребенок овладевает рядом необходимых навыков и переводит развитие когнитивных способностей на «более
высокий» уровень. Некоторые когнитивные навыки, развивающиеся на ранних этапах, включают в себя предметное постоянство,
самосознание, причину и следствие и простые решения проблем.
Младенцы приобретают эти навыки, активно участвуя и
взаимодействуя с людьми и предметами, которые окружают их. Вы не можете искусственно вызвать когнитивное развитие,
однако можете дать возможность или стимулировать ребенка находить взаимосвязь между предметами в уме. (Смотрите
занятия, направленные на когнитивное развитие всех этих областей).
Предметное постоянство
Предметное постоянство означает, что вы знаете о существовании предмета, несмотря на то, что вы не
находитесь в сенсорном контакте с ним (т.е. воспринимаете его с помощью всех органов чувств). Младенцы познают предметное
постоянство на протяжении определенного времени опытным путем. Наличие хорошего зрения упрощает этот процесс — ребенок в
конечном итоге познает, что то, что он может держать или видеть — например, бутылочку — могут забрать, но она все еще
существует.
Детям с нарушением зрения труднее дается процесс познания постоянства предметов. Без хорошего зрения
потеря контакта происходит внезапно и ребенок не может, полагаясь на свое зрение, определить, что предмет все еще есть,
хотя в руках его уже нет. Для слепого или с поврежденным зрением ребенка это выглядит так, как будто существует некая
сказочная фея, которая по волшебству то вызывает предметы, то делает так, чтобы они исчезали без всякого на то
логического объяснения.
Помогите своему ребенку ощутить на себе концепцию предметного постоянства:
- дайте ребенку понять, когда вы приближаетесь к нему и когда уходите. Скажите малышу, что вы идете к
нему и возьмете его на руки. Пользуйтесь духами, чтобы ребенок мог ощутить ваше приближение. Приложите его руку к вашему
лицу;
- покажите малышу, как доставать брошенные игрушки. Привяжите к игрушкам веревочки (сначала очень
короткие) и научите его находить игрушки, которые трудновато достать;
- играйте в такие игры — дайте ребенку подержать игрушку, потом заберите ее;
- складывайте игрушки в коробки. Эти игры помогут малышу понять, что он может подержать игрушку,
отпустить ее и она «исчезнет», потом потянуться за ней и она снова «появится»;
- пытайтесь противостоять искушению дать малышу все сразу. Научите его тянуться к игрушкам и
доставать их, находить уроненные игрушки, доставать бутылочку и еду и т.д. Не превращайтесь в сказочную фею, которая
автоматически дает игрушки ребенку;
- поиграйте в прятанье игрушек. Помогите своему малышу находить игрушки со звуковыми эффектами,
спрятанные под полотенцем, в коробке из-под овсянки, в закрытой коробке, в карманах его штанишек, под его курткой и
прочее.
Причина и следствие
Когда ваш ребенок поймет, что действия влекут за собой определенные последствия, это даст ему
осознание того, что можно контролировать вещи, которые окружают его. Раннее понимание закона причины и следствия ведет
ребенка к независимости.
Совсем маленькие дети передвигаются и вещи происходят сами собой. Например, его рука
может коснуться игрушки и автоматически схватить ее. Его неопределенные движения приводят предметы в движение. Он
еще не осознает, что сам является причиной этих движений.
По мере взросления малыш понимает, что он или
кто-то другой может приводить вещи в движение. Ребенок со временем начинает понимать, что есть определенные
предметы или вещи, которые он хочет, и, что существуют методы, с помощью которых можно достичь желаемого. Вы,
должны «объяснить» ребенку опытным путем, что такое закон причины и следствия, показывая ему, как сделать так,
чтобы что-то произошло.
Вот, некоторые рекомендации, способствующие развитию у ребенка понимания причинно-следственного закона:
- побуждайте малыша тянуться к предметам, предлагая ему разные игрушки, издающие звуки, с интересной
текстурой и яркой раскраской;
- положите игрушки так, чтобы ребенок мог дотянуться до них. Помогите ему доставать их. Когда
способность доставать предметы разовьется больше и увеличится осознание тела, научите ребенка тянуться и находить игрушки,
которые находятся сбоку или впереди от него;
- меняйте положения малыша, чтобы он время от времени сидел, лежал на спине, на животике. Помните о
том, как важно ребенку держать вес руками. Это будет способствовать развитию и улучшению его двигательных навыков при
доставании чего-либо;
- каждый раз, когда ребенок предпринимает попытку достать игрушку, похвалите его и помогите ему
достать ее, тем самым поощряя его действия;
- повесьте игрушки в детской кроватке малыша, чтобы он мог отбивать их, ударять ногой и доставать.
Побуждайте его отбивать, бить ногой и доставать подвесные игрушки, расположенные в других местах;
- поместите в руку ребенка производящие шум игрушки и побудите его помахать руками, сжать игрушку и
постучать. Покажите малышу, как произвести шум;
- когда малыш будет держать игрушку, дайте ему еще одну. Помогите ему отпустить первую и взять
вторую.
|
|