Переход на английскую страничку сайта
 
Переход на главную страницу сайта
Переход на страницу новостей
Публикации "Света Жизни"
Информация о рассылках
Форумы и чаты
Наши контакты
Страница поиска


Сенсорное развитие


Стимуляция осязания (практические занятия)

Одна из первых сенсорных систем, которую необходимо развивать, — это система осязания, которая отвечает за то, чтобы обеспечить одну из наиболее ценных форм стимуляции. Благодаря рецепторам, расположенным на поверхности кожи, ребенок через прикосновение может осязать, что-то ощущать. Это доминирующее чувство, присутствующее даже до рождения ребенка и является жизненно важным для нормального функционирования человека на протяжении всей жизни. Очень важно познакомить ребенка с окружающим миром посредством осязательной стимуляции. Мир полон различных текстур, поэтому подбадривайте ребенка трогать и исследовать. Контакт на раннем этапе чрезвычайно важен.

Информация для размышления:

  • некоторые дети слишком чувствительны к стимуляции осязания (прикосновения) и поэтому вырабатывают защитную реакцию. Такие дети избегают контактов с окружающей средой. Очень часто контакты с людьми, пушистыми игрушками или предметами с выраженной текстурой заставляют ребенка замыкаться в себе или волноваться. И, наоборот, есть дети, которые вместо того чтобы быть сверх чувствительными к осязательной стимуляции, проявляют минимальную реакцию или вообще никак не реагируют. Этим детям необходимо предоставлять возможность изучать с помощью осязания как можно больше предметов;
  • если ваш ребенок противится осязательной стимуляции, то тыльная сторона ладоней и рук является наилучшими участками, чтобы начать стимуляцию;
    — дети наиболее противятся лицевой стимуляции. Чередуйте более сильные надавливания с легкими прикосновениями;
  • играйте в игры со своим ребенком, прикасаясь и потирая его в разных участках тела. Обратите внимание на его реакцию и определите, какие области вызывают наиболее негативную реакцию на прикосновения. Считайтесь с чувствами вашего малыша, выполняйте упражнения медленно.

Общие рекомендации:

  • Водные игры.

    Цель: вызвать у ребенка осязательные ощущения от воды.
    Подручные материалы: различные емкости для воды (например, ведро, детская ванночка, раковина, ванна или детский «лягушатник»). Различные игрушки для игры с водой, например, пластмассовые воронки, чашки, ложки, пустые коробочки из-под маргарина или не тонущие игрушки (их можно приобрести в любом универмаге отделе игрушек). Не используйте металлические предметы. Зачастую у них острые углы и они имеют тенденцию со временем ржаветь. Пластмассовые предметы более прочные и менее опасные. Многие игрушки для игры с песком подойдут для этого. Занятие: найдите такое место, где можно было бы расплескивать воду, потому что рано или поздно, а брызги воды полетят на пол. Также место должно быть теплым, потому что ребенок может быстро замерзнуть.
    Наполните емкость теплой водой, которая оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Не используйте холодную воду. Если емкость достаточно большая и ребенок сможет в ней сидеть прямо без поддержки, снимите с него одежду и посадите в ванночку. Не оставляйте ребенка без присмотра. Позвольте ему играться, создавать брызги, получать новые ощущения от воды. Покажите малышу, как можно использовать те игрушки которые у него в ванночке есть.
    Помните: будьте терпеливы и позвольте малышу исследовать вещи.
  • Игра с кремом для бритья (или взбитыми сливками)

    Цель: вызвать у ребенка осязательные ощущения от крема для бритья.
    Подручные материалы: большой тюбик крема для бритья или балончик взбитых сливок, несколько влажных тряпочек и сухое полотенце.
    Занятие: снимите с ребенка рубашку, штанишки, носки и туфли. Выдавите большое количество крема. Начните размазывать его по телу малыша. Помните если вашему ребенку не нравятся прикосновения, приступайте к этой процедуре постепенно. Старайтесь включить сюда песни познавательного характера. Прикосновения с помощью крема помогут научить вашего малыша тому, где находятся разные части тела.
  • Игры с прижиманиями

    Цель: обеспечить вашему малышу социальный и физический контакт.
    Подручные материалы: вы и ваш ребенок.
    Занятие: терапевты и экспериментаторы доказали положительный эффект стимуляции осязания и близкого физического контакта. Стимуляция осязания во всех ее проявлениях важна для подрастающего малыша, но нет ничего более важного, чем физический контакт между вами и вашим малышом. Поиграйте в щекотки и объятия. Прижимайте его близко к себе, часто целуйте, поглаживайте и прикасайтесь, Если ребенок маленький и вы физически в состоянии это сделать, то лягте на пол и положите его себе на живот.
    Помогайте малышу определять разные части тела — нос, руки, ноги и т.д. Помните, если ваш ребенок не любит когда к нему прикасаются, он будет пытаться избежать подобной стимуляции. Относитесь с уважением к его страху, но не всегда оставляйте его одного. Ребенку не хватает опыта близкого контакта. Приступайте постепенно. Пусть он вначале посидит у вас на коленях или на диване рядом с вами.

Сенсорное развитие (ощущение тела)

Ощущение тела — это первый шаг ребенка к развитию представления, кем он является и что он может. Ощущение тела включает в себя почти каждый аспект детского учебного процесса. Предлагаем вам некоторые рекомендации, как помочь своему ребенку развивать ощущение тела:

  • привяжите звонкие колокольчики к шнуркам туфелек малыша и запястьям, так чтобы во время движения он мог слышать их звон. Позже он сможет чувствовать колокольчики, когда будет играть руками и ногами. Запястные погремушки также подходят для этого занятия. Вы можете прикрепить что-то с помощью ремешков с липучками или купить запястные погремушки. Компания Fisher-Price производит похожие приспособления со «зверями» приятной текстуры (например, пушистая овечка, голова льва из махровой ткани).
  • Сделайте малышу массаж. Используйте кремы, бальзамы, присыпку, полотенца, одеяла и ткани разных фактур;
  • Занятия, на которых ребенок носит что-то на руках или ногах, также помогают ему развивать ощущение тела;
  • Возьмите ребенка за руки и вместе с ним касайтесь разных частей его и своего тела и лица. Одевание и купание — самое подходящее время для этого;
  • Играйте в игры с пальцами, читайте детские стишки с разными движениями. Помогайте ребенку выполнять простые движения — положите руку на руку, возьмите его сзади;
  • Пусть ваш ребенок исследует разные вещи своим телом. Позвольте ему попробовать залезть в шкаф, большую коробку, пластмассовую ванну и т.д

Сенсорное развитие (слух)

Помогите своему ребенку развить слуховое восприятие, обучая его распознавать звуки. Следите за сигналами малыша, которые показывают, что он прислушивается к звукам. Вы можете заметить, что:

  • он прекратил сосательные движения;
  • у него изменилась частота дыхания;
  • он прекратил всякие движения и замер;
  • он повернул голову в одну или другую сторону. Стремитесь к распознанию голосов, громких шумов и постепенно к реакции на более заурядные бытовые звуки — бегущую из-под крана воду, тиканье часов.

Настройте внимание ребенка на разные звуки. Расскажите ему что это за звуки и помогите ему чувствовать себя спокойно и уверенно. Как только вы увидите, что ребенок сосредоточился на восприятии каких-то звуков, помогите ему обнаружить их источник. Попробуйте следующее:

  • помогите ребенку повернуть голову в том направлении, откуда раздаются звуки;
  • протяните руку малыша в сторону звуков.

Умение улавливать звуки развивается после того, как ребенок научится поворачиваться в их сторону. Ребенок улавливает звуки в следующем порядке:

  • на уровне уха, сбоку;
  • ниже уровня уха;
  • выше уровня уха;
  • спереди.

Обратите внимание на то, что ребенок делает, чтобы показать вам, что именно он слышит. Заметьте, как близко/далеко находится звуковой источник и каким образом ребенок реагирует на него. Составьте список тех звуков, которые ему нравится и тех, которые он боится. Наблюдайте за процессом слухового восприятия малыша, чтобы вы смогли вовремя обнаружить возможную инфекцию в ухе. Изучите сигналы своего ребенка, когда он/ дергает себя за ухо и плачет. Если у вас появились опасения по поводу слуха малыша, обратитесь к врачу. Никогда не рано проверять слух ребенка.


Сенсорное развитие (и занятия для развития обоняния и осязания)

Часто думают, что у детей с нарушенным зрением автоматически развивается более острое сенсорное восприятие, а именно обоняние, осязание, слух, вкусовые ощущения. Это не всегда так. Фактически, дети, с ограниченным зрением требуют большей подготовки и практики, чтобы их остальные чувства стали более полезными. Предлагаем некоторые рекомендации, как помочь ребенку развить сенсорное восприятие и как его использовать. Помните, что одну и ту же ситуацию вы и ваш ребенок можете воспринимать совершенно по-разному. Если вы переживаете что-то, то это вовсе не означает, что ребенок испытывает то же самое. Держите это в уме, когда будете помогать своему малышу при восприятии звуков, запахов, текстур, когда он что-то пробует, а также тех картин, которые он видит в своем мире.

Вкус и запах.

  • всегда пользуйтесь теми же самыми духами, одеколоном с желательно нерезким запахом;
  • давайте определение остро выраженным запахам, распространяющимся дома (например, запах лука);
  • берите ребенка с собой на кухню и рассказывайте ему, чем там пахнет (например, «Сегодня вечером у нас будут котлеты»);
  • полагайтесь на свое собственное обоняние, чтобы рассказывать малышу о разных запахах;
  • давайте ребенку возможность попробовать, как можно больше продуктов питания с разным вкусом. Дайте им словесную характеристику;
  • начинайте еще с раннего возраста малыша помогать ему развивать желание пробовать новую еду;
  • подбадривайте своего ребенка пробовать на вкус разные продукты питания: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, пресное;
  • не забывайте также о пробовании на вкус не пищевых продуктов — облизывание и сосание игрушек в младенческом возрасте, сосание пальцев , поцелуев мамы, когда у нее накрашены губы.

Осязание

  • Помните, что прикосновения или развитие осязания предполагает не только задействование рук и пальцев для получения информации, но и других частей тела;
  • Ваш ребенок может проявить защитную реакцию на осязание: он может охотно касаться предметов сам для собирания информации, но не одобряет прикосновений к нему с целью сообщения информации... Вам необходимо проявить терпение и постепенно в виде игр, прижиманий приучать малыша.

Сенсорное развитие (зрение)

Зрительное восприятие мира у ребенка развивается в определенном порядке. Оно улучшается со временем, когда ребенок уже лучше может интерпретировать или придавать смысл тому, что он видит.

Самый лучший способ определить потенциал использования зрения у вашего ребенка — наблюдать за ним, а также взаимодействовать в разных ситуациях. Определите, может ли он пользоваться своим зрением, как, когда он пользуется им. Чтобы выяснить, насколько развита зрительная способность у малыша, вам нужно изучить, как большинство детей учится пользоваться своим зрением. Существует девять основных принципов, которые мы вкратце изложим ниже. Они помогут вам придумать такие занятия, которые вы сможете проводить со своим ребенком, чтобы дать ему лучший шанс научиться пользоваться зрением и извлечь из этого максимальную пользу:

  • ребенок будет воспринимать свет, людей или предметы до того, как он обратит на них внимание и сможет понимать и интерпретировать, что именно он видит (осознание, потом внимание и, наконец, понимание);
  • ребенок начнет реагировать на свет раньше, чем на лица и игрушки (свет, затем люди и предметы);
  • ребенок будет фокусироваться на свете и предметах раньше, чем он сможет следить за ними в момент их движения (фокусирование, слежение);
  • ребенок будет раньше реагировать на свет, людей и предметы, расположенные ближе к нему (ближе, потом дальше);
  • ребенок отреагирует раньше на свет, людей и предметы, расположенные вне поля его зрения(на периферии), чем на те, которые находятся в центре (периферия, потом центр);
  • ребенок отреагирует визуально на знакомые предметы раньше, чем на новые незнакомые. В конечном итоге, он будет предпочитать смотреть на новые предметы (знакомые, потом незнакомые);
  • ребенок будет видеть части лица (нос, глаза и т.д.) и предмета до того, как он увидит все лицо или предмет в целом (части, потом целое);
  • ребенок будет реагировать на простые узоры раньше, чем на более сложные узоры. Например, он отреагирует на однотонную игрушку, контрастно отличающуюся от цветного однотонного одеяла раньше, чем на погремушку на узорчатой простыне (простое, потом сложное);
  • ребенок отреагирует на большие узоры и предметы раньше, чем на маленькие (большое, потом маленькое).

Сенсорное развитие (фокусирование и слежение)

Очень важно привлечь и удержать внимание ребенка. Только, если вам удастся удержать внимание ребенка на каком-то предмете долгое время, он сможет изучить, что собой представляет этот предмет. Трудно найти универсальную игрушку, одинаково привлекательную для всех детей, поэтому вам придется поэкспериментировать с разным светом, объектами, чтобы подобрать именно то, что наиболее заинтересует вашего малыша. Использовать свое зрение — чрезвычайно сложная задача для ребенка с ограниченным зрением. Поэтому вы должны найти те вещи и предметы, которые бы вознаградили его затраченные усилия и были желанными, а потом постепенно увеличить его зрительные способности. Умение пользоваться своим зрением — заученное действие для ребенка с нарушенным зрением. Это умение не приходит автоматически, поэтому вы должны растолковать ему, что Это принесет ему большую пользу. Например, вместо того чтобы дать малышу печенье, держите печенье на расстоянии и попросите ребенка потянуться и взять его у вас. Таким путем он будет вознагражден за усилия использования зрение. Для того чтобы привлечь и удержать зрительное внимание ребенка, предлагаем следующее:

Положения.

Чтобы стимулировать совсем еще маленького ребенка пользоваться своим зрением, поместите его в такое положение, которое позволяло бы ему использовать свое зрение наиболее эффективно. Было бы немудро постоянно класть ребенка на спину. Такое положение тела мало способствует укреплению мышц верхней части туловища и может замедлить развитие способности сидеть без поддержки, ползать и ходить. Попробуйте положить ребенка на наклонную плоскость, через подушку или на свою грудь, когда вы находитесь в положении полулежа.

Другие рекомендуемые положения включают в себя прямое сидение ребенка на ваших коленях или на детском стульчике. Также можно положить малыша на спину, поместив под ноги и голову подушки.

Фокусирующие занятия:

  • привяжите яркие ленточки или запястные погремушки на запястья и щиколотки ребенка;
  • привяжите яркую красочную ленту на руки и ноги;
  • повесьте разноцветные подвесные шарики над детской кроваткой, манежем или стулом;
  • поиграйте в «ку-ку», используя яркое красочное полотенце;
  • используйте яркую красочную крышечку;
  • поставьте пластмассовое зеркало не дальше расстояния вытянутой руки малыша;
  • подсветите зеркало карманным фонариком;
  • используйте мигающую лампочку (только для детей, которые нормально на это реагируют);
  • пускайте разноцветные мыльные пузыри;
  • используйте любую игрушку со световым компонентом.



lightoflife.com.ua © 2005 БО "Свет Жизни"
Последнее обновление сайта: 15 декабря 2005 г.
______________________________________________________________________________________