Переход на английскую страничку сайта
 
Переход на главную страницу сайта
Переход на страницу новостей
Публикации "Света Жизни"
Информация о рассылках
Форумы и чаты
Наши контакты
Страница поиска


Ориентация и мобильность


Ументе слушать и двигаться

Слепые или дети с нарушенным зрением дети нуждаются в особом обучении, чтобы самостоятельно передвигаться. Такая подготовка называется ориентация и мобильность. Ориентация — это, когда ребенок знает, где он/она находится, куда хочет попасть и как это сделать. Мобильность — сам физический процесс передвижения из одного места в другое. Вашего ребенка необходимо научить мобильности, прежде чем он начнет ходить в школу. В то же самое время, существует много разных вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь ему. Вы станете первым инструктором по мобильности у вашего малыша. Следующие рекомендации помогут вам выработать у ребенка умение слушать и двигаться:

  • Если ваш младенец был активным в кроватке и вдруг затих и замер, это может означать, что он внимательно прислушивается к звукам вокруг себя. Это подходящий момент, чтобы начать помогать своему малышу ассоциировать звуки с людьми или предметами.
  • Младенцам нужно разнообразие. Меняйте положение и ориентацию ребенка в кроватке. Меняйте также предметы в кроватке: кладите туда разные игрушки, подушки, одеяла и т.д.
  • Не оставляйте ребенка самого в кроватке или манеже на долгое время. Возьмите ребенка на руки, поносите его. Пусть он потрогает что-либо, послушает разные звуки, понюхает многие предметы.
  • Меняйте положение ребенка в доме(квартире) и даже его комнате. Передвигайте кроватку, детский стульчик.
  • Умение дотягиваться и хватать что-то должно предшествовать ползанию. Подбадривайте своего малыша тянуться к предметам, которые издают приятные звуки. Например, к погремушке, мячу с колокольчиком и т.д. Обычно ребенок тянется навстречу звуку в возрасте от 10-11 месяцев, но в случае с незрячими детьми эта цифра может колебаться.
  • Как только ваш ребенок начнет ползать, позвольте ему исследовать все вначале в манеже, потом в своей комнате, а потом по всему дому(квартире). Положите его любимое одеяло или подушку так, чтобы он ее обнаружил. Спрячьте игрушки под его любимым одеялом, возможно в другой комнате.
  • Сделайте так, чтобы у вашего ребенка появился стимул двигаться. Разложите любимые игрушки малыша на полу по всему дому(квартире).

Повышение уровня мобильности и ориентации

Если ваш ребенок ходит, существует много способов, как помочь ему преодолеть страх и почувствовать себя уверенно и надежно в различных ситуациях. Следующие рекомендации предназначены для того, чтобы повысить мобильность и умение ориентироваться:

  • когда вы играете с малышом, приучите его к движению, качая в воздухе вверх и вниз к полу, кружа вокруг себя и т.д. Эти упражнения помогут малышу преодолеть страх;
  • когда вы ходите с малышом, то вместо того чтобы держать его за руки, дайте ему взяться за ваш указательный палец. Позже малыш сможет взять вас за запястье, а потом за руку;
  • давайте ребенку толкательные игрушки и большие игрушки, которые бы он смог передвигать;
  • так как сейчас ребенок уже ходит, он должен изучить дом(квартиру). Вместо того чтобы водить его по дому(квартире), помогите ему идти, держась за стену. Ходите вперед и назад вдоль мебели. Избегайте открытых мест, как только возможно. Разложите по дому(квартире) игрушки со звуковыми эффектами и помогите ребенку ассоциировать звук с местом, откуда он доносится. Пусть ваш ребенок исследует дом (квартиру), после того, как вы уберете на его пути все лишнее, ломкое и опасное. Когда ваш ребенок будет идти в первый раз, не передвигайте мебель. Позже можете это сделать, но обязательно предупредите своего ребенка о перестановке мебели;
  • подбадривайте своего ребенка играть на закрытой площадке на улице. Поставьте на окно или на крыльцо дома звуковоспроизводящее устройство (например, радио), чтобы ваш малыш мог найти дорогу домой;
  • как дома, так и на улице на безопасных участках снимайте у ребенка обувь, чтобы он привыкал к разным поверхностям и текстурам. Когда ребенок в обуви, ходите с ним по траве, тротуару, камням, гравию, а также по подъемной местности (по обочине, ямам, ухабам). Когда ваш малыш начинает ходить, делайте это с ним вместе. Позже подбадривайте его ходить самостоятельно, следуя за вашим голосом и слушая ваши описание всего того, с чем он встретится на пути;
  • после того как ваш ребенок почувствует себя комфортно при ходьбе вперед, помогите ему двигаться в сторону и позже — назад. Начните разучивать с ним названия основных частей тела. Позже выучите простые слова — в, вне, из, верх, низ. Помогите ребенку научиться исполнять указания, начиная с простых односложных команд, как: «Положи кубик в коробку»;
  • одевайте малыша согласно погодным условиям. Выводите его на улицу в любую погоду — в холод, жару, дождь, снег, ветер. Рассказывайте ему обо всем, что происходит вокруг и пусть он изучает все под вашей защитой;
  • когда едете с ребенком в машине, рассказывайте ему все, что он слышит и ощущает (туннель, гравий и т.д.). Берите ребенка с собой в магазин, давайте ему потрогать, понюхать вещи.



lightoflife.com.ua © 2005 БО "Свет Жизни"
Последнее обновление сайта: 15 декабря 2005 г.
______________________________________________________________________________________