|
Эмоциональное развитие
Развитие социальных навыков
Cоциальное развитие, достижение адекватного самовосприятия и способность полноценно взаимодействовать
с другими людьми не приходят автоматически к ребенку с нарушением или полной потерей зрения. Необходимо предоставить
непосредственную помощь, которая бы давала ребенку точный анализ ситуации, а затем предлагала доступные и надежные способы,
как совладать с более чем ненадежной визуальной и звуковой информацией. Такого рода помощь необходима для того, чтобы
обеспечить адекватную способность общаться с другими.
Успешное социальное развитие включает в себя оказание помощи ребенку в развитии позитивного отношения к себе, позволяя ему делать выбор и
справляться с разными задачами; развивать самовосприятие, давая ребенку возможность осознать свою физическую ограниченность в той степени,
насколько это позволяет возраст и развитие; и развивать самовыражение, позволяя ему выражать и обсуждать свои мысли, чувства, а также
способствуя частым контактам с людьми, рядом с которыми ребенок бы чувствовал приятие, любовь и безопасность.
Методы, способствующие развитию социального взаимодействия со сверстниками:
- опишите социальную обстановку. Объясните ребенку, что в ней присутствует (напр., игра в дочки-матери);
- дайте ребенку прямые и непрямые указания. Объясните ему, что он будет играть «в родителей». Поинтересуйтесь у него, что, по его мнению, должны делать или говорить родители своим детям;
- дайте прямые и непрямые указания его сверстникам. Объясните им, как нужно сыграть свою роль;
- помогите ребенку продемонстрировать свои способности перед друзьями. Создайте такие ситуации, в которых ребенок мог бы проявить себя наилучшим образом, а также подключите к игре его/ее друзей, чтобы ребенок почувствовал себя принятым;
- помогите ребенку приобрести необходимые навыки, благодаря которым он стал бы частью группы. Пусть он участвует в разных играх, в музыкальной группе, гимнастической группе, группе по плаванию;
- давайте позитивную и негативную оценку его действиям или поведению. Не скупитесь на комплименты, когда он почистил зубы или делится с кем-то игрушками, но ни в коем случае не ограждайте его от осознания, что он ведет себя неподобающим образом или что он надел два разных ботинка;
- имейте реалистичные ожидания, но в тоже время не делайте специальных уступок из-за того, что у ребенка нарушено зрение. С пониманием относитесь к тому, что он не в состоянии делать все то, что под силу ребенку с нормальным зрением. Но практически всегда есть способ адаптировать тот или иной вид деятельности для вашего ребенка, чтобы он мог тоже принять участие в ней;
- допускайте возможность приобретения как позитивного, так и негативного опыта. Создавайте такие ситуации, которые позволяли бы ребенку добиваться успеха, но также сознавать, что жизнь также состоит из неудач и они являются неотъемлемой частью развития реалистичного самовосприятия;
- помогите ребенку прочувствовать, что лишь очень немногое находится за пределами его возможностей. Побуждайте своего ребенка всегда искать радостей в жизни и находить их, во всем вести себя как нормальный человек, быть настоящим другом для своих сверстников, а не просто «соседским слепым ребенком»
Братья и сестры (рекомендации для внутрисемейных отношений)
Рождение ребенка с нарушениями зрения оказывает влияние на всю семью, а не только на родителей.
Нужно внимательно следить, за поведенческими реакциями братьев и сестер, за выражением отрицания, гнева или депрессии — все
те стадии, которые вы, как родители, возможно, проходите, когда пытаетесь свыкнуться с физическими недостатками ребенка.
Когда вы ставите остальных детей в известность о физических недостатках младенца, вам необходимо учитывать их возраст и уровень
развития. Слишком много информации может быть так же вредно, как и недостаток информации. Им необходимо знать, как физическая ограниченность
малыша может отразиться на нем самом и на всех остальных членах семьи. Они также должны осознать, что это не «заразное» и они никогда это «не
подхватят».
Дети обычно очень чувствительны к особым нуждам других детей и, несмотря на то, что они могут быть обеспокоены этой проблемой, все же
им будет весьма импонировать отводящаяся им роль помогать их братьям и сестрам расти и учится. Такие чувства следует поощрять в детях, но
также следить за тем, чтобы не обременять других детей сверх меры дополнительными обязанностями и не возложить на них слишком большую
ответственность.
Запомните хорошее правило: не ожидайте от братьев и сестер малыша с нарушенным зрением ничего свыше или более того, что можно ожидать
от братьев и сестер в обычной семье.
Имейте в виду, что основная сложность часто заключается в том, что чрезмерное сосредоточение на визуально ограниченном ребенке может
лишить остальных детей возможности вести себя нормально. У каждого есть право выразить неприятие к своему брату или сестре. Но это трудно
сделать, если у вас симпатичный брат с нарушенным зрением и все вокруг так жалеют его. Ребенок может быть просто не в состоянии излить свои
чувства, если вы не осознаете, что они есть и не ободрите его поговорить об этом, признавая, что «да, действительно, трудно иметь брата или
сестру инвалидов».
Некоторые рекомендации, как вы можете помочь:
- позволяйте брату или сестре малыша проводить специальное время с родителями отдельно от него или других детей в семье;
- позволяйте им справедливо злиться на малыша с ограниченным зрением;
- объясните им на их уровне понимания о физической ограниченности их брата или сестры, как это
отразится на них, на других братьях и сестрах, а также научите их, как объяснить эти вещи своим друзьям;
- подключайте их к различным стимулирующим видам деятельности вместе с незрячим малышом. У них может
оказаться больше терпения и изобретательности, чем у вас;
- точно также, как вам не следует забывать о нуждах остальных детей, вам не следует пренебрегать и
своими собственными. Для того чтобы давать другим, необходимо также давать и самому себе.
Стереотипные привычки (предупреждение и предотвращение)
Повторяющиеся движения, такие как качание туловищем, мотание головой, а также ситуации, когда ребенок
тыкает в глаза или растирает глаз кулачком, роняет голову или вытягивает шею, считаются неприемлемой в обществе формой
поведения из-за частоты их повторений и интенсивности и называются «блайндизмами» или «стереотипными привычками». Такие
манеры могут вызвать у родителей и других страх перед ребенком или заставить их подумать, что ребенок умственно отсталый,
страдает аутизмом или чрезмерной эмоциональной возбудимостью. Из-за этого ребенка могут дразнить, избегать, что, в свою
очередь, помешает развитию его способности изучать окружающий мир. Также постоянное трение и чесание глаз может повредить
чувствительную кожную ткань вокруг глаз.
Довольно сложно указать на причины, которые способствуют развитию у детей этих привычек. Однако ниже приведенные
рекомендации помогут предотвратить их возникновение:
- не позволяйте своему ребенку лежать слишком долго на спине в детской кроватке или манеже. Если его
ничем не заинтересовать или стимулировать его остальные чувства, ребенок начнет искать удовольствие или стимуляцию от
своего собственного тела;
- увеличьте количество физических контактов между ребенком и родителями. Дайте ребенку ощутить
близость и безопасность. Рюкзачки, в которых ребенка носят сзади и спереди могут быть очень удобны для занятых родителей.
Они обеспечивают тепло и движение, а также позволяют вам ухаживать за другими детьми и выполнять какую-то работу
одновременно;
- некоторые привычки действуют на ребенка точно также успокаивающе как, сосание большого пальца.
Постарайтесь найти игрушку или одеяло, которые бы помогли ребенку успокоиться во время стресса;
- не оставляйте его/ее в качалочке или коляске пассивным без задействования своих мышц длительное
время;
- старайтесь класть ребенка животом на ткани разных фактур посреди игрушек со световыми и звуковыми
эффектами;
- не оставляйте включенными радио или телевизор на протяжении долгого времени, так как это может
блокировать звуки других интересных и важных элементов домашней обстановки и, по сути, является плохой альтернативой
исследованию и изучению реального мира;
- ободряйте своего ребенка участвовать в подвижных играх, ритмичных танцах, пусть он энергично
попрыгает. Это нужно для того, чтобы снизить потребность в лишних движениях.
Если стереотипные привычки уже развились, то:
- делайте все возможное, чтобы помочь ребенку избавиться от них, но не будьте слишком придирчивы.
Если он поймет, что это беспокоит вас, то может нарочно продолжать это делать;
- прервите такое поведение малыша и отвлеките его внимание каким-то полезным занятием. Например,
если он машет руками, замените это поведение игрой на барабане или хлопаньем в ладоши (может, и вместе с вами) в такт
какой-то песни;
- найдите подходящую альтернативу качанию телом, такую как качание на лошадке, кресле-качалке или на
качелях;
- попытайтесь занять ребенка чем-то интересным. В то же самое время научите его находить себе
интересные занятия, чтобы он не был полностью зависим от вас в выборе видов деятельности.
|
|